Главная arrow Статьи arrow Установка сигнализаций на мотоциклы.
Главное меню
доска объявлений
Главная
Новости
О нас
Контакты и схема проезда
Выезд мастера
Зимнее хранение
Статьи
Полезные ссылки
Магазин
Мотосигнализации Маяки поисковые Аксессуары Мотоксенон

Список всех товаров


Расширенный поиск
Показать корзину
Ваша корзина пуста.
доска объявлений
Авторизация





Enter what you see:
This image contains a scrambled text, it is using a combination of colors, font size, background, angle in order to disallow computer to automate reading. You will have to reproduce it to post on my homepage tips: hit Reload page before writing a text if you have difficulty reading characters in image
Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Установка сигнализаций на мотоциклы.
24.03.2008 г.

В одной из своих статей я уже рассказывал - как относительно простыми средствами можно осигналить двухколесного друга байкеров всей земли и ее окрестностей. Однако канонически защищать мотоциклы нужно примерно так, как это будет показано ниже. Особо следует подчеркнуть, что многие из использованных ниже решений можно (и нужно) применять для защиты автомобилей. Это касается секреток на основе обычных и поляризованных реле, рассматриваемых далее, и т.д.
Но по порядку.

механический замок на дисковый тормоз - вот и вся защита
Рис. 1. Купленный хозяином дешевый механический замок на дисковый тормоз - вот и вся "механическая защита" недешевой игрушки. Очень напоминает кочергу на руль - нулевой уровень защиты.

Для воплощения в жизнь слогана "достойному аппарату - достойная защита!" выбор был остановлен на сигнализации, реализующей так называемый алгоритм двухсторонней связи. Комплект представлен на фотографии.

Комплект сигнализации
Рис. 2. Комплект сигнализации с ультрасовременным брелком-пейджером - новое тайваньское слово в деле оповещения владельца о попытке хищения…

Вообще, в настоящее время на рынке таких "двухсторонних" систем присутствуют самые разные модели, но все их можно подразделить на две категории: это действительно полноценные сигнализации с двухсторонним каналом связи между брелком и блоком системы, и сигнализации, работающие в двухстороннем режиме по упрощенному алгоритму. Последний класс правильнее было бы называть "сигнализация и пейджер в одном флаконе", причем пейджер, аппаратно встроенный в брелок - очень удобный и информативный (многозонный), а его приличная дальность обеспечивается FM-модуляцией и хорошим приемником. Передатчик же брелка использует амплитудную модуляцию, имеет маленькую мощность излучения и реально способен посылать сигналы к машине только на расстоянии, не превышающем 200 метров на открытой местности (это справедливо для two-way communication systems, которые я условно отнес ко второй, упрощенной группе). К сожалению, полноценные two-way системы довольно дорогие, а еще из-за ужесточения норм на излучение брелков они не получили распространения в Европе, и, возможно, по этой причине на рынке сегодня отсутствуют продвинутые версии уже примелькавшихся Бумерангов с Шерханами, каждые из которых имеют известные недостатки. В то же время младшие братья этих систем более современны, и многие замечания и пожелания как пользователей, так и установщиков в них уже более менее устранены. Правда, поскольку производят все это на Тайване, то здесь нужно все равно делать скидку на китайский менталитет. Так, вместо того, чтобы ввести в сигнализацию выбор алгоритма блокирования, тайваньские инженеры встроили нормально-замкнутое (НЗ) реле в сам блок, в дополнение к другой НЗ блокировке - формально сдернут глупые угонщики ВСЕ разъемы с блока, и мотор будет не завести. Ну и на том спасибо, что хочется с улыбкой сказать. Понятное дело, что НЗ блокировки, особенно для мотоцикла, где блок сигнализации практически некуда прятать, никуда не годятся. О том, как их можно усилить/доработать я уже рассказывал, а сейчас, поскольку частенько бывают вопросы по почте на эту тему, попытаюсь по ходу еще раз затронуть эти моменты.

Итак, первоначально для усиления блокировки было решено использовать стандартную секретку на "реле с самоподхватом". Что это такое - это обычное реле, например, автомобильное, которое включено таким образом, чтобы при коммутации на обмотке появлялось напряжение, за счет чего реле могло бы оставаться во включенном состоянии до тех пор, пока не пропадет это самое напряжение (при отключении зажигания и т.п.). Как все это работает, можно понять из схемы на рисунке 3.

Электрическая схема стандартной секретки
Рис. 3. Электрическая схема стандартной секретки. Несмотря на простоту, эффективность у подобных решений высокая - это уже не такая слабенькая НЗ блокировочка, столь любимая тайваньскими производителями.

Реле 2 и есть "самоподхватывающееся" - при его срабатывании на обмотку через диод Д2 поступает напряжение 12 вольт, которое, в свою очередь, берется от провода, при разрыве которого двигатель откажется заводиться. Одной из таких цепей является так называемое "зажигание" контроллера. При повороте ключа зажигания в позицию "АСС" (по-простому - при подаче "зажигание"), на этом проводе появляется 12 вольт, и происходит инициализация контроллера впрыска (если это инжекторный двигатель, конечно). Без инициализации контроллер не будет работать, и двигатель не завести. Причем найти такой провод не составляет особого труда, если знать, что напряжение 12 вольт поступает по направлению "в контроллер", а не из него. Однако нужно предостеречь "самостоятельных инсталляторов охранного сабжа" - в коем случае нельзя рвать все подряд провода, где есть 12 вольт, особенно постоянный плюс контроллера - важно соблюдать правило - семь раз проверь, один раз отрежь.

Активирующий реле 2 управляющий импульс формируется с помощью имеющегося у сигнализации одного из дополнительных каналов. Поскольку, как правило, импульсы на выходе таких каналов отрицательные, а для работы требуется положительный импульс, для инвертирования полярности используется реле 1. Для машины можно задействовать какую-нибудь штатную кнопку или их комбинацию, чтобы включать реле - и тогда это уже будет так называемая секретка, достоинство которой в том, что управление в этом случае будет полностью независимым от сигнализации, но, в тоже время, от водителя потребуются постоянные манипуляции перед запуском двигателя. Какие кнопки задействовать? Одно из интересных решений в этом случае - использование в качестве кнопки…кнопку включения магнитолы! Удобно, особенно если передняя панель - съемная. Получается - унес панель, и машину не завести (на случай кражи, что бывает не редко, нужно предусмотреть обход секретки, just in case). Самоподхватывающееся реле (обозначенное на схеме как реле 2), в этом случае подключается на выход магнитолы на управление антенной (через диод), на котором при включении магнитолы появляется плюсовой потенциал.

Но отвлеклись. У нас секретка с управлением от сигнализации (тумблер в мотоцикле скрытно не поставишь - хозяин ведь на виду, и все его манипуляции перед запуском хорошо видны окружающим), и логика работы получилась следующая: сначала владелец спорт-байка снимает всю систему с охраны, потом поворачивает ключ в положение "зажигание" и нажимает кнопку на брелке. После этого двигатель можно заводить и ехать, однако каждый раз перед запуском двигателя требуется нажимать эту кнопку. И что выяснилось - если водитель машины еще может мириться с необходимостью каждый раз нажимать чего-нибудь перед запуском двигателя, то для хозяина спорт-байка это оказалось слишком неудобно - ведь управлять мотоциклом приходится облаченным в специальную одежду, руки защищают краги, и каждый раз снова и снова нажимать кнопки на брелке - просто мучение. Двигатель приходится глушить часто, для этого специальная кнопка красного цвета даже предусмотрена, во как! Да и сама конструкция из двух реле (на фотографии показаны стрелкой), одно из которых установщик взял автомобильное (другого не было, видимо) - не самое удачное решение для мотоцикла.

Image
Рис. 4. Два крупногабаритных реле, обмотанных изоляционной лентой - вот так установщик "воплотил в жизнь" ценные указания клиента. А ведь обнаружить такие реле и отключить их - для угонщика не сложная задача!

Поэтому алгоритм был изменен, и для того, чтобы не увеличивать число реле, мы использовали одно двухобмоточное поляризованное реле, предварительно измерив ток по коммутируемой цепи. Он оказался в пределах допустимого для такого реле, и блокировка приобрела надлежащий вид.

Image
Рис. 5. Поляризованное малогабаритное реле - и ничего больше не надо. Стрелкой слева указан провод, при обрыве которого пропадает "зажигание" на контроллере.

Image
Рис. 6. Увеличенное изображение реле - Спрятать его будет гораздо проще, да и разобраться в том - как оно подключено будет не просто - реле ведь не стандартное.

В самом деле - делать так делать! Малогабаритные герконовые реле позволяют не только усиливать охранный комплекс "правильными блокировками", но также часто не требуют использования дополнительных элементов, надежны - в общем - это достаточно сильное оружие в руках вдумчивых установщиков.

Подключение поляризованного реле было выполнено по следующей схеме:
Подключение поляризованного реле
Рис. 7. Наиболее удобная в реализации и эксплуатации схема подключения двухобмоточного поляризованного реле. Особенно удобна такая схема для преобразования стандартной НЗ блокировки в более устойчивую НР.

Здесь активация дополнительной блокировки происходит автоматически, при постановке на охрану, когда на стандартном выходе сигнализации на НЗ слаботочную блокировку появляется отрицательный потенциал. Имеющееся в комплекте НЗ реле блокировки (на схеме - реле 1) было использовано для разрыва цепи питания бензонасоса, который расположен в днище бензобака - такая блокировка обеспечивает остановку двигателя по сигналу брелка в режиме "защита от захвата" (вторая, встроенная блокировка мощным НЗ реле была задействована для стартера). Полное разблокирование системы охраны может происходить по нажатию кнопки одного из каналов при включенном зажигании, например. В нашем случае для этого была задействована возможность сигнализации управлять дверными приводами ЦЗ в два приема. Этот способ может быть полезен также для автомобиля, поэтому остановлюсь здесь подробнее.

Что такое поэтапное открывание дверей - это когда при снятии с охраны может открываться или все двери, или только водительская дверь. Для организации такого алгоритма в сигнализации предусматривается дополнительная команда и отдельный провод для коммутации реле ЦЗ, на котором по этой команде появляется отрицательный импульс. Вот его то я и задействовал, а появляется этот импульс, если кнопку снятия с охраны нажать и подержать пару секунд. Из этого алгоритма вытекает очень важное свойство всей системы в целом. Она становится гораздо более защищенной от получивших в последнее время тревожное распространение электронных методов обхода зашифрованного канала управления сигнализацией - так называемым методом подмены кодовых посылок. Не вдаваясь в технические подробности, скажу только, что этим болеют сигнализации, у которых снятие и постановка в режим охраны осуществляется одной кнопкой (командой). Если же снимать машину с охраны другой командой (в нашем случае это команда - открыть все двери), то применять указанный метод для угонщиков станет сложнее - перехват и подмена посылки позволит плохишам отключить сигнализацию, но не позволит открыть двери и/или завести двигатель.

Получилось достаточно удобно - владелец снимает сигнализацию с охраны, и, подержав нажатой кнопку снятия с охраны чуть дольше, разблокирует двигатель. В дальнейшем для запуска двигателя никакие манипуляции уже не требуются. Как говорится - то, что доктор прописал!

И, чтобы закрыть тему блокировок на поляризованных реле, еще одна схема, иллюстрирующая способ активации реле - выходом сигнализации на сирену.

вариант активации дополнительной блокировки
Рис. 8. Еще один вариант активации дополнительной блокировки.

При появлении положительного потенциала на выходе на сирену, поляризованное реле переключится в режим "блокировано", а отключить его можно одним из неоднократно упомянутых способов (в данном примере - импульсом второго канала). Для усложнения задачи угонщикам блокировка снимается этим импульсом не всегда, а только при включенном зажигании. Такой способ обеспечивает владельцу выбор - использовать или нет блокировку - например, если машина оставляется под охраной сигнализации на короткое время - достаточно поставить ее на охрану беззвучно, и тогда блокировка-призрак не будет активирована. В то же время если по каким-либо причинам сигнализация сработает, то и блокировка будет сразу включена сигналом на сирену. Ну, в общем, про это уже говорилось в упомянутой статье, так что там можно почитать подробнее.

Сам блок удачно разместился под сиденьем водителя (а где его еще там можно спрятать?).

Image
Рис. 9. Видимо, это место специально предназначено для сигнализации - удобнее не придумать.

Стрелками на фотографии показаны слева направо сирена, разъемы модуля сигнализации и приемо-передатчик кодированных сигналов, который удобно вынесен из основного блока отдельным устройством, что позволяет во многих случаях найти для него более подходящее место. Ведь задачи сигнализация и устройство для связи с брелком решают разные - модуль сигнализации надлежит прятать поглубже, а устройство для коммуникации с брелками должно быть расположено повыше - там, где минимум железных деталей, для увеличения дистанции устойчивой связи. Особенно это актуально для таких "пейджерных" сигнализаций - концепция выносного приемо-передающего тракта здесь наиболее оптимальна.

Для защиты основных модулей системы было решено использовать герконовые датчики, которые широко используются в технике защиты стационарных объектов.

Image
Рис. 10. Пара геркон-магнит образуют контактный датчик, который можно размещать на металлической поверхности. Подобные датчики не боятся ни времени, ни сырости, ни перекосов, что позволяет рекомендовать устанавливать их в автомобилях наравне с обыкновенными контактами.

Для автомобилей их используют крайне редко, главным образом из-за их НЗ контактов, в то время, как все распространенные датчики для автомобильных сигнализаций, включая контактные - имеют "нормально-открытое" состояние в режиме покоя и замыкаются в момент тревоги. Однако "научить" сигнализацию работать с НЗ датчиками достаточно просто - требуется лишь спаять инвертор на одном транзисторе. В нашем случае у сигнализации есть зона охраны для положительных концевиков дверей (срабатывание происходит, если на этом входе появляется положительный потенциал), который и решено было задействовать для оповещения владельца - при попытке открыть любое сидение или снять бензобак - теперь вряд ли это получится сделать безнаказанно.

Image
Рис. 11. Схема инвертора НЗ датчика, контакты которого обозначены буквой S. При размыкании контактов транзистор открывается, и на его эмиттере появляется положительный потенциал.

Как это было сделано в железе - иллюстрируют следующие фотографии:

Image
Рис. 12. Магнит закрепляется на пассажирском сидении. Работа не труднее установки датчика на двери в каком-нибудь помещении.

Image
Рис. 13. Сам датчик удачно размещается на металлическом основании тросового замка пассажирского сидения. Видна также малогабаритная сирена.

Image
 Рис. 14. В закрытом состоянии датчик благодаря магниту находится в замкнутом состоянии. Фотография, сделанная при снятых спойлерах, дает представление о том, что же произойдет при попытке открыть сидение под охраной. 

Image
Image
Рис. 15 и 16. Установка бесконтактного датчика для водительского сидения.

Нужно обратить внимание, что для спорт-байков и вообще для мотоциклов крайне важно обходиться без сверления отверстий в силовых элементах. Сложность же была в том, что в этом байке все как один силовой каркас - даже спойлера и панели, которые на вид обычный пластик - кевларовые, а цена только одной боковины - почти тысяча долларов, если понадобится поменять после падения, не дай бог… А про раму можно даже не говорить. В нашем случае датчики были установлены, что называется - "без единого гвоздя" в силовой каркас (а только саморезы - шутка) - были использованы штатные отверстия в крепежных элементах.

Вообще датчики - очень важный момент - сигнализация слышит и видит именно ими. Если с герконовыми бесконтактными датчиками уже все понятно, то для остальных датчиков не все так просто - так или иначе - все они имеют недостатки. В конце концов мы остановились на лазер-лайновском датчике наклона на цифровой микросхеме с встроенным чувствительным элементом. Работают датчики на этой специализированной микросхеме исключительно стабильно, ложных срабатываний практически ноль. Представление о размерах датчика дает его фотография:

Image
Рис. 17. Датчик наклона компании Лазер-Лайн. Компактный и безглючный, не требующий настройки - идеальное решение для мотоцикла.

Вот этот малыш и дает сигнал при попытке погрузить мотоцикл на трейлер или в фургон - по другому эту проблему можно решить только если приковывать спорт-байк куда-нибудь якорной цепью, наверное.

Датчик удачно разместился позади аккумулятора (на фотографии место размещения датчика показано стрелкой).

Image
Рис.18. Установленный датчик наклона - не роскошь, а средство оповещения!

Последний штрих - светодиод системы. Оказывается, он тоже может удачно дополнять интерьер.

Image
Рис. 19. Светодиод системы удачно "вписался" в резиновую заглушку на трубе передней вилки.

Итак, датчики, сирена, антенный и основной модули, светодиод и поляризованное реле установлены, провода аккуратно замотаны "штатной", то есть точно такой же, изоляционной лентой - все можно не спеша собрать "как оно было". После завершения работы можно еще раз полюбоваться на красавца, а заодно убедиться - как-то иначе двухколесного друга вряд ли можно защитить и от угона, и от вандалов.

Image

Э-ээ, хотя что я там говорил про якорную цепь…?

С уважением, Сергей, ака Hungary ( Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script ) специально для сайта AUTOELECTRIC

http://www.autoelectric.ru/advices/motobike2/motobike2.htm

Защита мотоцикла от угона в сезоне 2013


Не секрет, что мотоцикл подвержен угону в намного большей степени, нежели автомобиль, поэтому функционал достойной мотосигнализации должен, как минимум, не уступать возможностям флагманских моделей из линейки охранных систем для авто.


Начнем с мотосигнализации StarLine V62. Среди ее достоинств — диалоговый код, трехосевой настраиваемый датчик удара и наклона, экономичный расход электроэнергии, ЖК-брелок с изображением мотоцикла. Сервисные возможности: контроль напряжения АКБ, автопостановка на охрану, поиск мотоцикла на парковке, индикация неисправной зоны при включении режима охраны, и другие. Набор функций V62 сравним с таковым у самой бюджетной автосигнализации StarLine, но ее стоимость в полной мере отвечает возможностям и является самой низкой среди конкурентов. Большинство отзывов пользователей, коих за целый сезон накопилось немало, — положительные: система работает стабильно, подключается легко и выполняет все обещанное производителем.



Следующая сигнализация, на которую стоит обратить внимание — выпущенная в преддверии сезона-2012 Pandora DXL 4200. Для производителя — компании «Аларм Трейд» — модель была дебютной охранной системой специально для мотоциклов, поэтому в первой партии не обошлось без некоторых недочетов. Однако достаточно быстро оборудование и алгоритмы его работы были приведены в норму, и система стала пользоваться большой популярностью у мотоциклистов. Повышенную защиту от угона в DXL 4200 обеспечивает встроенный иммобилайзер с бесконтактными метками: помимо стандартной блокировки двигателя, реализуемой сигнализацией, присутствует еще одна, отключающаяся только при наличии метки в радиусе действия. Вся информация о состоянии охраны и оповещения о попытках несанкционированного доступа передаются владельцу не на ЖК-брелок (он в комплектации не предусмотрен), а на мобильный телефон. Преимущества такого вида связи очевидны: дальность действия брелока лежит в пределах 1-2 км, а сообщения на мобильный телефон доходят даже в том случае, если мотоцикл находится на другом конце города. Мобильный телефон владельца, вне зависимости от его модели, является полноценным устройством управления системой: с его помощью можно пользоваться всеми доступными функциями, в том числе автоматическим и дистанционным запуском двигателя, имеющимися в DXL 4200. Управление может производиться не только с номера владельца, но и с любого другого телефона — однако, если необходимо отдать команду с «чужого» номера, предварительно придется ввести 4-значный ПИН-код, заданный владельцем. Существенно облегчает процесс снятия/постановки на охрану режим Hands Free, при котором для снятия/постановки на охрану не требуется доставать телефон — достаточно иметь при себе метку в кармане/рюкзаке, чтобы система считала ее по мере приближения/удаления от мотоцикла на 10 метров.



К началу сезона-2013 в продажу поступила новая Pandora DXL 4400 moto — по основному функционалу DXL 4400 во многом повторяет возможности своей предшественницы: производитель логично посчитал, что брелок с ЖК-дисплеем — не самое удобное и компактное средство управления охраной мотоцикла, и на ключах он будет не к месту. Поэтому функции управления возложены на мобильный телефон и бесконтактные метки (габаритные размеры одной метки — 49,5×25,3×4,8 мм); вторая метка имеет несколько увеличенный размер и выполнена в виде наручных часов — такое решение является вполне целесообразным для мотоциклистов, предпочитающих в качестве экипировки слитные кожаные комбинезоны, в большинстве случаев не имеющие карманов вовсе. На метке-браслете расположены две кнопки — для снятия и постановки на охрану соответственно: поначалу кажется, что их эргономика продумана не до конца, т.к. необходимо приложить определенное усилие, чтобы их нажать; однако, если снова вспомнить о том, что браслет надевается под экипировку, становится понятным, что необходимо исключить любую возможность их непроизвольного нажатия под одеждой. В любом случае, подобное представление противоугонной метки еще никем не применялось, поэтому, как мы полагаем, отзывы пользователей об удобстве использования браслета будут учтены производителем и реализованы в последующих моделях.



Вторая бесконтактная метка также оснащена кнопкой, но в данном случае объединяющей в себе функции и включения, и выключения охраны: подобное оснащение транспондеров кнопками — новаторство Пандоры, впервые реализованное в автосигнализации Pandora DXL 4400 auto и при отсутствии брелока являющееся достаточно актуальным. Для ручного включения охраны необходимо нажать кнопку на метке, находясь в радиусе около 5-и метров от мотоцикла. Обе метки могут быть использованы в режиме Hands free.

Помимо вышеуказанных особенностей, DXL 4400 moto отличается от DXL 4200 возможностью работы с CAN-шиной мотоцикла — конечно, на настоящий момент цифровой шиной оснащены немногие двухколесные, но, как минимум, владельцы BMW Motorrad смогут оценить прелести более быстрой и удобной установки.

В режиме охраны Pandora DXL 4400 moto контролирует 7 независимых зон: тормоз, сцепление, кофр, сиденье, датчик наклона, датчик движения и датчик удара — последние три реализованы на базе акселерометра, интегрированного в блок. При срабатывании любого из датчиков Пандора отправляет SMS-сообщение владельцу с уведомлением о характере произошедшего события. Аналогично 4200-й, здесь присутствуют функции автоматического и дистанционного запуска двигателя. В отличие от StarLine V64, обе Пандоры могут быть дооснащены GPS-приемником, позволяющим определять координаты мотоцикла — реализация такой возможности в V62 возможна только посредством приобретения поискового маяка, стоимость которого приближается к стоимости сигнализации. Из минусов можно отметить, что радиореле блокировки IS-121 отсутствует в комплекте и приобретается отдельно.

Сравнение брелоков управления

Метки от 4200 самые маленькие по размерам, очень удобно носить в например в кошельке. Метка от 4400 немного больше, за счет кнопки. Тактильно отследить нажатие кнопки проблематично — нет характерного ощущения ухода кнопки вниз, поэтому об успешности своего действия придется судить по реакции на него мотоцикла. Про браслет от 4400 достаточно много сказано выше, добавлю лишь то, что этот браслет можно использовать и с системой 4200. Брелок от V62 с обратной связью имеет классический вид брелоков систем StarLine A серии последнего модельно ряда, отличается лишь интерфейсом, напоминающий систему StarLine V7 moto, которая не так давно была очень популярна среди мотоциклистов.

Сравнение центральных блоков

Как видно по фото выше, блоки 4200 и 4400 абсолютно идентичны, так как изготовлены на одной базе. Размеры центральных блоков у данной и предыдущей моделей одинаковы: 93×55,5×16 мм.. Блок V62 имеет несколько иную форму, но не уступает по габаритам соотечественникам.

Подводя итог вышесказанному, можно точно сказать, что каждая из рассмотренных охранных мотосистем обязательно найдет своего хозяина — разная стоимость, соответствующая функционалу, позволяет сделать выбор в пользу той сигнализации, которая необходима в каждом конкретном случае, не переплачивая за возможности, пользоваться которыми не планируется.

 
« Пред.   След. »
18.07.2018 г.

© 2018 МотоАларм.ру - сигнализации для мотоциклов

  Яндекс цитирования Rambler's Top100